Статья16:47, 28 Август 2019
Московское мороженое для Эрдогана на фоне многих ''но'' и ''если''
Директор Центра востоковедных исследований, с.н.с. ИМЭМО РАН, доцент Дипломатической академии МИД РФ Владимир Аватков поделился своими мнениями про вчерашнюю встречу, между президентами России и Турции.
''27 августа состоялся планово-экстренный (или экстренно плановый – тут кому и как нравится трактовать) визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Москву. Вернее, в Подмосковье – в Жуковский. В Москву пока что путь заказан, лучше поближе к 101 км, но наладить все никогда не поздно, ведь даже буксующий автомобиль рано или поздно вырывается из грязи.
А в данном случае слишком много перспектив и возможностей, чтобы терять их на очередном повороте – это два государства уже проходили, причем совсем недавно, когда был сбит в небе над Сирией российский военный самолет. Уроки выучены, есть много сближающего, есть перспективы, а в случае любых сложностей на помощь придет подмосковное мороженое.
Состоявшийся визит был лучшим олицетворением восточной метафоричности российско-турецких отношений. На фоне осложнения обстановки на севере Сирии и риска межгосударственных столкновений Эрдоган как истинный «человек Востока» был заметно эмоционален, поэтому по прибытии на авиасалон ''МАКС'' Владимир Путин накормил турецкого коллегу российским мороженым, дабы остудить пыл, рассказал о возможностях расширения сотрудничества и всячески показывал, что Москва, в отличие от Вашингтона, готова на многое, но... желает взаимности.
Неизвестно, насколько сильно растопило это лед настроений Эрдогана, но он несколько раз называл российского президента "дорогим другом" и лишь один раз недвусмысленно намекнул на возможные последствий дальнейшего продвижения сирийских правительственных войск, сказав, что при необходимости турки будут делать необходимое.
Столкновение на межгосударственном уровне – это последнее, чего хотели бы все игроки (пожалуй, кроме Вашингтона) в Сирии. Союз Россия-Турция-Иран является новым прочным базисом региональной системы безопасности, примером сотрудничества на основе взаимного учета интересов сторон. Разнятся детали, но – как известно, дьявол кроется именно в них. Ирану и официальному Дамаску не нравится присутствие Турции в Сирии, Израилю не нравится присутствие там Тегерана, Турции не нравятся курдские группировки, мешают американцы, да и Россия стоит на пути. Москва же устала ждать, когда Анкара начнет вести более активную работу в зоне деэскалации. Рано или поздно, весь этот коктейль конфликтности должен был ''рвануть''.
А пока мороженое и обозначенные пощитивные перспективы охладили пыл турецкого лидера, однако на пресс-конференции Эрдоган обвинил во всем правительство Сирии, которое осуществляет «бомбардировки гражданских» и «мешает» выполнению имеющихся договоренностей. При этом, скорее всего, турецкий лидер все-таки услышал, что не только у него есть обеспокоенность из-за миграционных потоков, но и Москва обеспокоена возможностью роста оных (туризм все-таки…) и движения в сторону Кавказа.
Более того, не мог президент Турции не понять и того, что отдельные группы, часто лояльные Анкаре, угрожают безопасности российских объектов в Сирии. В общем, неплохо было бы все это высказать в глаза друг другу, чтобы впредь самолетно-помидорных ситуаций не возникало – они выгодны только англо-саксонскому миру.
Очевидно, что сфера безопасности была ключевой на нынешних переговорах Путина и Эрдогана. На фоне ухудшения отношений с США и динамичного развития собственной программы поддержки ВПК Турция становится все более заинтересована в сотрудничестве с Москвой.
На авиасалоне обсуждались возможные контракты по Су-35, и МИГ-38, и даже – Су-57. Более того, российская сторона дала понять, что готова к совместному с Турецкой Республикой производству, от чего, к примеру, отказались США, введя санкции против своего партнера. И более того – удалось достигнуть договорённости между Россией и Турцией об отправки первого (не по званию, а с точки зрения истории) турка в космос. Сотрудничество в космической и других перспективных областях – залог прочного будущего российско-турецкого диалога.
На фоне предстоящего праздника - 100-летия дипломатических отношений двух стран оба лидера отметили позитивную динамику в сфере экономики (25,5 млдр. долларов торгового оборота при цели – выйти на 100 млрд.), развитие крупных энергетических проектов (АЭС Аккую и газопровод Турецкий поток). Казалось бы, экономические перспективы должны довлеть над эмоционально-идейными конструктами, но мы это – уже проходили.
Экономика без политики, безопасности и гуманитарного фактора – пшик, золото, превращающееся за секунду в олово. А здесь возникают крайне сложные вопросы – это и туркоманы Сирии, и тюрки постсоветского пространства, и расширение турецкого лоббизма, и наступательность турецкого внешнеполитического курса с акцентом на долгосрочность. Все это сложно измерить, это материя, требующая тонкой работы, отладки, без которой – на самом-то деле – движение вперед невозможно. А реальных проектов – исследовательских и практических – по этой теме мало. Так совпало, что в день визита турецкого лидера в Россию открылся один из них – ''Россия и Турция. Диалог через молодежь''.
Владимир Путин и Реджеп Эддоган высказались о значении культурного взаимодействия между двумя странами и даже заявили о том, что-де общественность подключена к работам по подготовке празднования столетия дипотношений (интересно, кто эта «общественность» и какими механизмами она подключена?). Иными словами – понимание необходимости совместной работы на разных уровнях - есть, об этом уже стали говорить на каждом повороте. Остается проблема конкретных действий и механизмов для работы, она – видимо – недостаточно видна сверху, но осязаема уже в середине и точно – внизу.
Россия и Турция понимают друг друга очень хорошо, но "перевод" все равно нужен, и нужен правильный перевод. В противном случае тонкую настройку не провести, а без нее отношения предопределенным образом зашагают в опасные капканы.
Весь нынешний визит напоминал картинку усмирения разгоряченного восточного друга – усмирения перспективами, предложениями и идеями. Владимир Путин даже подчеркнуто сказал в конце своего выступления о ''турецко-российских'' отношениях. Вряд ли это была оговорка, вряд ли можно заподозрить российскую власть в реальной протурецкости, а значит – это была еще одна метафора: мяч на их стороне, мы открыты и готовы идти дальше, хотя и имеем накопленное недовольство.
Время больших перемен наступает, пока еще – слишком много «если» и «но», однако дорогу осилит идущий и без риска здесь никак не обойись. Все это понимают и в Москве, и в Анкаре, а значит впереди большой этап углубления сотрудничества в сфере безопасности и срочной «экстренно плановой» настройки гуманитарной сферы. За этим, конечно, будут внимательно следить "заокеанские друзья" и делать все, чтобы происходили срывы.
Но радовать потенциального противника мы умеем, точнее – ''радовать''.
Последние новости из этого подраздела
Азербайджан, следуя примеру Турции, проводит такую же системную политику. очистить территории, находящиеся под его контролем, после войны против армянства.
Турецкий колумнист Ариф Асалыоглу написал очередную статью для российского информационного агентство и интернет-издание Regnum.
Колумнист оппозицинной турецкой газеты Cumhuriyet Мехмет Али Гюллер опубликовал скандальную статью про политику правящей партии Турции.
Цитата
Стамбульская певица Марал: "Гуляя по Еревану, у меня открывается дыхание, душа наполняется неописуемօй умиротворенностью"
Популярное
На 5-й позиции — Швеция, на 6-й — Индонезия, на 7-й — Италия, на 8-й — Индия, на 9-й — Таиланд. Замыкает десятку флот Шри-Ланки.
календарь
валюта
EUR | TRY | USD |
549.84 | 90.05 | 485.12 |