Интервью15:09, 22 Март 2022
Этот процесс одинаково важен как для Турции, так и для Армении - востоковед
Ermenihaber.am начинает серию интервью с турецкими и армянскими политиками и общественными деятелями, чтобы всесторонне представить процесс армяно-турецкого диалога, который стартавал после назначения спецпредставителей Армении и Турции.
Таким образом, мы представим армянским, турецким и русскоязычным читателям различные взгляды упомянутых деятелей относительно армяно-турецкого урегулирования.
На этот раз мы провели интервью с доцентом Брюсовского государственного университета, кандидатом исторических наук, востоковедом Арменом Петросяном.
Турецкая сторона, на публичном уровне признав, что процесс идет без предварительных условий, в то же время постоянно подчеркивает, о координировании своих шагов Азербайджаном.
Как Вы оцениваете возможность влияния фактора Азербайджана и нагорно-карабахского конфликта в процессе армяно-турецкого урегулирования?
- В первую очередь следует отметить, что возможность данного процесса обусловлена результатами 44-дневной войны. Азербайджан и Турция пытаются убедить мир в том, что конфликт был разрешен путем войны. И чтобы укоренить этот тезис, они пытаются вынести на повестку все процессы, в том числе и вопрос о пересмотре отношений с Арменией, что ранее было якобы невозможно из-за роли Армении в конфликте.
Между тем, конечно же, нагорно-карабахский конфликт не урегулирован, как и не решен вопрос самоопределения армянского народа в регионе, то есть не признана волеизъявление арцахских армян, более десятилетия назад. Об окончательно урегулировании нагорно-карабахского конфликта говорят только Баку и Анкара, что, конечно же, опровергает азербайджано-турецкие утверждения о том, что «вопрос остался в прошлом».
Нагорно-карабахский конфликт является признанным многими нормами международного права международным конфликтом, бенефициарами которого являются Азербайджан, Арцах, Армения, международное сообщество в лице Минской группы ОБСЕ, который отвечает за урегулирование вопроса.
И для того, чтобы конфликт считался разрешенным, его должны подтвердить все упомянутые игроки, особенно Республика Арцах, чей конфликт во многом направлен на решение вопроса самоопределения ее населения, поскольку сопредседатели ОБСЕ, Армения и Арцах подтверждают факт нерешенности вопроса. Однако вопрос самоопределения до сих пор не произошел.
К сожалению, более конструктивная позиция Турции в этом вопросе наверняка только приблизила бы возможность урегулирования конфликта, в отличие от нынешней ситуации.
Другим важным вопросом, связанным с нагорно-карабахским конфликтом, который был зафиксирован в турецком информационно-пропагандистском поле, является это то, что якобы « конфликт был навязан на армянской стороне различными внешними игроками, что в итоге не имело положительного результата для Армении, и армянского народа».
Поскольку единственной целью конфликта является спасение еще одной части исторической родины армянского народа от деарменизации и предотвращение попыток геноцида против армянского народа. (Подобные примеры мы видели на другой части исторической советской родины, в Нахиджеване, а уже на закате СССР в Баку, Сумгаите, в Мараге, а совсем недавно во время 44-дневной войны в Гадруте, Шуши и в других неотъемлемых районах Арцаха)
Арцахская освободительная война и победа – одна из самых ярких страниц в истории нашего народа, на примере которых будут воспитываться поколения.
Что касается использования внешних игроков в конфликте, то это явление объективное с точки зрения геополитики. Ведь воспользовавшись этим конфликтом и заняв в нем соответствующую позицию, Турция, особенно в условиях конкуренции с Россией и Ираном, смогла значительно укрепить свои позиции на Южном Кавказе, особенно в Азербайджане. А в результате процессов, связанных с 44-дневной войной, Анкара получила максимальное влияние в Азербайджанской Республике, которая была турецким проектом, созданным столетие назад в результате деятельности Нури-паши. Другими словами, семена, посеянные Турцией на Южном Кавказе, дают наибольший результат за столетие, особенно по итогам данного конфликта
- Вы упомянули, что мы имеем дело с объективным процессом турецко-армянского урегулирования. Каковы ваши прогнозы на эту перспективу?
- Да, на самом деле мы имеем дело с очень важным, но сложным и деликатным процессом. То, что он объективна, обосновывается как обстоятельствами азербайджано-турецкой послевоенной риторики, о которых я уже упоминал, так и реальностью качественно новой обстановки в большом регионе.
То, что она объективна, обосновывается как обстоятельствами азербайджано-турецкой послевоенной риторики, о которых я уже упоминал, так и реальностью качественно новой обстановки в большом регионе.
Иными словами, наблюдается, констатируется смена прежних подходов: с конфликтной плоскости на плоскость сотрудничества.
На примере Турции картина становится более наглядна. Уже почти год, власти этой страны пытаются нормализовать свои напряженные отношения практически по всем направлениям, особенно в последнее десятилетие: например по арабскому направлению - Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, а также Израиль.
Урегулирование с Арменией следует той же логике, хотя официальная турецкая риторика и пропаганда пытаются представить этот процесс как «добро, руку мира, протянутую Армении». Это не менее важная возможность для Турции, чтобы восполнить свои недостатки. С другой построение мира в регионе есть в программе правящей политической силы Армении.
Поэтому текущая объективная ситуация и окружающая среда делают успех урегулирования более реальным, в отличие от предыдущих неудачных попыток. Повторяю, это очень важный процесс.
Причем одинаково важно как для Турции, так и для Армении, каждая в рамках своих позиционных приоритетов. Кроме того, его успех важен для всего региона. С другой стороны, это хорошая возможность для нынешних поколений двух народов объективно познакомиться друг с другом в плане не только преодоления некоторых стереотипов, сформировавшихся в силу своего исторического прошлого, геополитики, но и из-за отсутствия двусторонних отношений.
Сейчас трудно делать четкие прогнозы по поводу процесса урегулирования, поскольку, как я пытался представить во время интервью, проблема имеет достаточно сложную, глубокую историческую, психологическую, геополитическую основу. В настоящее время есть возможность, которую пытаются использовать обе стороны, ամեն в этот момент могут возникнуть самые объективные препятствия в случае отклонения от заявленного принципа «без предварительных условий».
и здесь могут возникнуть наиболее предсказуемые с материальной точки зрения препятствия в случае отклонения от заявленного принципа «отсутствия предварительных условий».
Последние новости из этого подраздела
Отсутствие дипломатических отношений между Турцией и Арменией и закрытые сухопутной границы на протяжении десятилетий препятствовали развитию экономического сотрудничества между двумя странами.
«А Турция член НАТО, мы это помним, значит на всякий случай Россия должна быть готова к войне, в том числе с Турцией ».
Об этом в беседе с Ermenihaber сказал российский известный учёный, политолог Евгений Сатановский, комментируя недавнее заявление Реджепа Тайипа Эрдогана.
Цитата
Стамбульская певица Марал: "Гуляя по Еревану, у меня открывается дыхание, душа наполняется неописуемօй умиротворенностью"
Популярное
На 5-й позиции — Швеция, на 6-й — Индонезия, на 7-й — Италия, на 8-й — Индия, на 9-й — Таиланд. Замыкает десятку флот Шри-Ланки.
календарь
валюта
EUR | TRY | USD |
549.84 | 90.05 | 485.12 |